05.02.2021
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель настоящего Закона
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области аудиторской деятельности.
Статья 2. Законодательство об аудиторской деятельности
Законодательство об аудиторской деятельности состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об аудиторской деятельности, то применяются правила международного договора.
Статья 3. Основные понятия
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
аудитор — физическое лицо, имеющее квалификационный сертификат аудитора;
Реестр аудиторов — список аудиторов, имеющих квалификационный сертификат аудитора, размещенный на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа в области аудиторской деятельности, за исключением реестра, формируемого Центральным банком Республики Узбекистан;
аудиторская организация — коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг;
Реестр аудиторских организаций — список аудиторских организаций, размещенный на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа в области аудиторской деятельности;
аудиторская деятельность — предпринимательская деятельность аудиторских организаций по оказанию аудиторских услуг;
комитет по аудиту — комитет из числа членов наблюдательного совета хозяйствующего субъекта, как правило, включающий не менее одного независимого члена, ответственный за установление контроля правильности составления финансовой отчетности, выбор независимой аудиторской организации, наблюдение процессов проведения аудиторской проверки, а также получение и изучение результатов внутренних и внешних аудиторских проверок;
рэнкинг — формирование упорядоченных списков аудиторских организаций, сгруппированных по определенным показателям, характеризующим деятельность аудиторских организаций;
претендент — физическое лицо, претендующее на получение квалификационного сертификата аудитора или продление срока его действия.
Статья 4. Основные принципы в области аудиторской деятельности
Основными принципами в области аудиторской деятельности являются независимость, объективность и честность, профессиональная компетентность и конфиденциальность информации.
Статья 5. Принцип независимости
Аудитор должен быть свободным от предвзятости и не допускать фактов, способных скомпрометировать его.
При наличии обстоятельств, препятствующих независимости, аудиторская организация должна отказаться от оказания аудиторских услуг.
Статья 6. Принцип объективности и честности
Аудитор должен соблюдать приоритеты общественных интересов, быть беспристрастным и не подвергать риску свое профессиональное суждение по причине предвзятости, конфликта интересов или давления со стороны других лиц, не допускать обстоятельств, негативно влияющих на репутацию аудиторской организации.
Статья 7. Принцип профессиональной компетентности
Аудитор должен соблюдать требования настоящего Закона, обладать должным уровнем профессиональной компетентности и поддерживать профессиональные знания и навыки на уровне, достаточном для качественного оказания аудиторских услуг в составе аудиторской организации.
Статья 8. Принцип конфиденциальности информации
Аудиторы и работники аудиторской организации не вправе разглашать и передавать сведения, ставшие известными им в ходе оказания аудиторских услуг, без письменного согласия лиц, которым были оказаны аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о противодействии коррупции, законодательством о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Статья 9. Стандарты аудиторской деятельности
Стандартами аудиторской деятельности являются международные стандарты аудита и международные стандарты контроля качества, международные стандарты обзорных проверок, международные стандарты заданий, обеспечивающих уверенность, международные стандарты сопутствующих услуг, публикуемые Советом по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность Международной федерации бухгалтеров.
Аудиторская деятельность осуществляется на основе стандартов аудиторской деятельности, не противоречащих законодательству Республики Узбекистан и размещенных на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа в области аудиторской деятельности на основании разрешения на их публикацию в Республике Узбекистан от Международной федерации бухгалтеров.
Порядок признания международных стандартов аудита для применения их на территории Республики Узбекистан определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Глава 2. Регулирование в области аудиторской деятельности
Статья 10. Основные направления государственной политики в области аудиторской деятельности
Основными направлениями государственной политики в области аудиторской деятельности являются:
- создание условий для развития аудиторской деятельности и добросовестной конкуренции на рынке аудиторских услуг на основе передовой международной практики;
- повышение роли, значимости аудиторских проверок и ответственности аудиторских организаций за качество оказываемых аудиторских услуг;
- совершенствование системы профессиональной подготовки и повышения квалификации аудиторов;
- формирование системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
- привлечение молодежи в аудиторскую профессию и обеспечение активного сотрудничества республиканских общественных объединений аудиторов с соответствующими высшими образовательными организациями.
Статья 11. Полномочия Кабинета Министров Республики Узбекистан в области аудиторской деятельности
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
- обеспечивает реализацию государственной политики в области аудиторской деятельности;
- определяет порядок признания международных стандартов аудита для применения их на территории Республики Узбекистан;
- определяет порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторской организации.
Статья 12. Полномочия Министерства финансов Республики Узбекистан в области аудиторской деятельности
Министерство финансов Республики Узбекистан является уполномоченным государственным органом в области аудиторской деятельности (далее — уполномоченный государственный орган).
Уполномоченный государственный орган:
- реализует государственную политику в области аудиторской деятельности;
- представляет интересы Республики Узбекистан в международных организациях в области аудиторской деятельности;
- разрабатывает, утверждает и реализует в пределах своих полномочий нормативно-правовые акты, регулирующие аудиторскую деятельность;
- ведет Реестр аудиторских организаций и Реестр аудиторов;
- обеспечивает совершенствование информационной системы программного комплекса «Аудит», предназначенного для электронного взаимодействия с аудиторскими организациями и республиканскими общественными объединениями аудиторов и осуществляет через данный программный комплекс дистанционный мониторинг соблюдения аудиторскими организациями требований законодательства в области аудиторской деятельности;
- проводит совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов внешний контроль качества работы аудиторских организаций;
- осуществляет анализ развития аудиторских услуг.
Статья 13. Обеспечение открытости и прозрачности деятельности уполномоченного государственного органа
Уполномоченный государственный орган осуществляет свою деятельность открыто и прозрачно, во взаимодействии с другими государственными органами, организациями и гражданами, а также со средствами массовой информации.
На официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа размещаются:
- стандарты аудиторской деятельности;
- Реестр аудиторских организаций и сведения об аудиторских организациях, являющихся членами международной аудиторской организации или международных ассоциаций;
- сведения из Реестра аудиторов, указанные в части второй статьи 44 настоящего Закона;
- порядок проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций;
- результаты внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводивших обязательную аудиторскую проверку;
- информация о развитии аудиторских услуг.
На официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа может быть размещена иная информация в соответствии с законодательством.
Статья 14. Полномочия Центрального банка Республики Узбекистан в области аудиторской деятельности
Центральный банк Республики Узбекистан в пределах своих полномочий:
- определяет особенности проведения аудиторской проверки банков;
- определяет порядок выдачи квалификационного сертификата аудитора на право проведения аудиторских проверок банков и выдает его;
- ведет Реестр аудиторов, имеющих квалификационный сертификат аудитора на право проведения аудиторских проверок банков, и размещает его на своем официальном веб-сайте.
Статья 15. Республиканские общественные объединения аудиторов
Республиканскими общественными объединениями аудиторов являются негосударственные некоммерческие организации, объединяющие аудиторов.
Республиканские общественные объединения аудиторов призваны содействовать развитию и поддержанию профессионального уровня аудиторов, защите их профессиональных интересов.
Республиканские общественные объединения аудиторов:
- обеспечивают организацию системного мониторинга соблюдения аудиторами и аудиторскими организациями Кодекса этики профессионального бухгалтера, опубликованного Советом по международным этическим стандартам Международной федерации бухгалтеров (далее — Кодекс этики профессионального бухгалтера);
- готовят предложения по совершенствованию законодательства об аудиторской деятельности;
- определяют единый порядок проведения рэнкинга;
- организуют проведение рэнкинга и ежегодно до 1 мая публикуют на своих официальных веб-сайтах его результаты;
- ведут реестры членов республиканских общественных объединений аудиторов и размещают их на своих официальных веб-сайтах;
- при необходимости принимают участие в работе международных организаций по бухгалтерскому учету и аудиту;
- представляют ежегодно до 10 января в уполномоченный государственный орган информацию о прохождении аудиторами курсов повышения квалификации;
- утверждают регламент проведения квалификационного экзамена, порядок выдачи, переоформления квалификационного сертификата аудитора, продления срока действия и прекращение действия квалификационного сертификата аудитора, типовую программу повышения квалификации аудиторов по согласованию с уполномоченным государственным органом;
- проводят квалификационный экзамен;
- выдают, переоформляют квалификационный сертификат аудитора, продлевают срок действия и прекращают действие квалификационного сертификата аудитора, за исключением сертификата, выдаваемого Центральным банком Республики Узбекистан.
Статья 16. Недопустимость вмешательства в аудиторскую деятельность
Не допускается вмешательство в деятельность аудиторских организаций и воздействие в какой бы то ни было форме на аудиторскую организацию, а также на ее работников.
Глава 3. Аудитор и его помощник, квалификационный сертификат аудитора
Статья 17. Аудитор. Помощник аудитора
Аудитор одновременно может работать только в составе одной аудиторской организации на основе заключенного между ним и аудиторской организацией трудового договора или договора гражданско-правового характера.
Аудитор может быть учредителем (участником) только одной аудиторской организации, в которой он работает.
Аудитор, ранее возглавлявший аудиторскую организацию, которая была исключена из Реестра аудиторских организаций в связи с нарушением законодательства об аудиторской деятельности, не может быть руководителем другой аудиторской организации в течение трех лет с даты исключения аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций.
Помощником аудитора является физическое лицо, не имеющее квалификационный сертификат аудитора, работающее в аудиторской организации и участвующее в аудиторской проверке по поручению аудитора без права подписи на аудиторском заключении и ином документе, связанном с проведением аудиторской проверки.
На помощника аудитора распространяется обязанность не разглашать сведения, полученные им при участии в аудиторской проверке.
Статья 18. Повышение квалификации аудиторов
Повышение квалификации аудиторов проводится учебными центрами, прошедшими аккредитацию в международной организации в области бухгалтерского учета и аудита.
Аудитор ежегодно, начиная с года, следующего за годом получения им квалификационного сертификата аудитора, проходит курсы повышения квалификации аудиторов.
Курсы повышения квалификации аудиторов проводятся по типовой программе, утверждаемой республиканскими общественными объединениями аудиторов.
Статья 19. Квалификационный сертификат аудитора
Квалификационный сертификат аудитора (далее — сертификат) является документом, подтверждающим квалификацию аудитора и предоставляющим ему право оказывать аудиторские услуги в составе аудиторской организации.
Сертификат является документом строгой отчетности, выдаваемым республиканским общественным объединением аудиторов при условии успешной сдачи претендентом квалификационного экзамена.
Сертификат выдается на первоначальный пятилетний срок, его действие продлевается на очередной десятилетний срок и в последующем — на бессрочный период.
Претенденту при наличии международного сертификата бухгалтера и соблюдении требований, предусмотренных статьями 21 и 22 настоящего Закона, сертификат выдается на первоначальный пятилетний срок и продлевается с установленной периодичностью без сдачи квалификационного экзамена.
Статья 20. Квалификационный экзамен
Квалификационным экзаменом является процедура проверки квалификационной комиссией знаний претендентов на получение сертификата или продление срока его действия.
Регламент проведения квалификационного экзамена определяется республиканскими общественными объединениями аудиторов по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При наличии у аудитора непрерывного стажа работы аудитором не менее десяти лет и представлении документов, указанных в части второй статьи 22 настоящего Закона, срок действия сертификата продлевается без сдачи квалификационного экзамена.
Претендент, не прошедший квалификационный экзамен, для пересдачи квалификационного экзамена вправе представить документы не ранее чем через месяц с даты участия в квалификационном экзамене.
Статья 21. Квалификационные требования к претенденту для получения сертификата
Для получения сертификата претендент должен иметь высшее образование и стаж работы не менее трех лет из последних десяти в сфере бухгалтерского учета и аудита (в том числе по совместительству) после получения высшего образования или преподавания в высшей образовательной организации предмета «Бухгалтерский учет» либо «Аудит».
Для претендента, имеющего диплом магистра по специальностям «бухгалтерский учет» и «аудит», требуется стаж работы (в том числе по совместительству) в аудиторской организации не менее одного года.
При наличии у претендента ученой степени по экономическим специальностям стаж работы в области бухгалтерского учета и аудита не требуется.
Статья 22. Документы, необходимые для получения сертификата или продления срока его действия
Претендент для получения сертификата на первоначальный пятилетний срок представляет в республиканское общественное объединение аудиторов заявление с приложением следующих документов:
- паспортные данные или данные идентификационной ID-карты;
- копии диплома о высшем образовании или документа об ученой степени либо свидетельства соответствующего уполномоченного государственного органа о признании документа о высшем образовании или ученой степени, полученного в иностранном государстве;
- копии международного сертификата бухгалтера (при наличии) с приложением документов, подтверждающих с установленной периодичностью повышение квалификации;
- копии трудовой книжки (при наличии стажа работы по совместительству с записью об этом в трудовой книжке, а также документа, подтверждающего стаж работы за рубежом) или выписки из межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда»;
- копии платежного документа об уплате сбора за рассмотрение заявления.
Аудитор для продления срока действия сертификата за три месяца до истечения его первоначального пятилетнего срока либо очередного десятилетнего срока, но не ранее чем за шесть месяцев до истечения срока действия сертификата представляет в республиканское общественное объединение аудиторов заявление с приложением следующих документов:
- оригинала сертификата;
- копии международного сертификата бухгалтера (при наличии) с приложением документов, подтверждающих с установленной периодичностью повышение квалификации;
- копии трудовой книжки или выписки из межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда»;
- копии платежного документа об уплате сбора за рассмотрение заявления.
Документы, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, представляются в письменной или электронной форме.
Требование представления документов, не предусмотренных настоящей статьей, не допускается.
Статья 23. Порядок и сроки рассмотрения документов претендента
Республиканское общественное объединение аудиторов в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления на получение сертификата или продление срока его действия принимает решение о допуске или отказе в допуске претендента к сдаче квалификационного экзамена.
Рассмотрение заявления претендента на получение сертификата или продление срока его действия без сдачи квалификационного экзамена осуществляется в срок, указанный в части первой настоящей статьи. Отказ в выдаче сертификата или продлении срока его действия без сдачи квалификационного экзамена осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 24 настоящего Закона.
Список претендентов, допущенных к сдаче квалификационного экзамена, а также имеющих международный сертификат бухгалтера или непрерывный стаж работы аудитором не менее десяти лет, утверждается республиканским общественным объединением аудиторов и публикуется на его официальном веб-сайте.
Претенденты, допущенные к сдаче квалификационного экзамена, в письменной или электронной форме уведомляются о дате, времени и месте проведения квалификационного экзамена не позднее чем за десять рабочих дней до его проведения.
Претендентам, имеющим международный сертификат бухгалтера или непрерывный стаж работы аудитором не менее десяти лет, направляются уведомления о результатах рассмотрения республиканским общественным объединением аудиторов представленных документов.
При продлении срока действия сертификата в непрерывный стаж работы в качестве аудитора включается период времени с даты представления заявления до даты истечения срока действия сертификата.
Период времени, не превышающий одного месяца между назначениями на должность аудитора, не рассматривается как перерыв при определении непрерывного стажа работы в качестве аудитора.
Если претендент два раза не явился для сдачи квалификационного экзамена, представленные документы возвращаются. При этом уплаченный сбор за рассмотрение заявления на получение сертификата или продление срока его действия не возвращается.
Статья 24. Отказ в допуске к сдаче квалификационного экзамена
В случае отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена республиканское общественное объединение аудиторов в течение трех рабочих дней письменно или в электронной форме уведомляет претендента о принятом решении с указанием оснований для отказа.
Основанием для отказа в допуске к сдаче квалификационного экзамена являются:
- несоответствие претендента квалификационным требованиям, установленным в статье 21 настоящего Закона;
- представление не в полном объеме документов, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.
Претендент, которому отказано в допуске к сдаче квалификационного экзамена, вправе повторно обратиться с заявлением после устранения замечаний. При устранении замечаний в течение пятнадцати рабочих дней сбор за рассмотрение заявления не взимается.
Статья 25. Оформление и переоформление сертификата, выдача его дубликата
Сертификат оформляется в десятидневный срок после получения протоколов квалификационной комиссии республиканским общественным объединением аудиторов и имеет юридическую силу на территории Республики Узбекистан.
В случае изменения фамилии, имени, отчества аудитор обязан в месячный срок с даты выдачи документов, подтверждающих соответствующие изменения, подать заявление о переоформлении сертификата в республиканское общественное объединение аудиторов, которое выдало сертификат.
Переоформление сертификата осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня подачи аудитором заявления о переоформлении сертификата с приложением оригинала сертификата, подлежащего переоформлению, и копий документов, подтверждающих соответствующие изменения. При переоформлении выдается новый бланк сертификата с ранее выданным номером и ранее установленным сроком действия. Бланк ранее выданного сертификата уничтожается.
На основании заявления аудитора о выдаче дубликата сертификата взамен утраченного или пришедшего в негодность сертификата выдается его дубликат. Информация об утрате сертификата публикуется на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа. Дубликат сертификата выдается под тем же номером и с ранее установленным сроком его действия с обязательной надписью «Дубликат» на новом бланке сертификата.
Пришедший в негодность сертификат подлежит возврату в республиканское общественное объединение аудиторов, которое его выдало, и уничтожению.
Статья 26. Прекращение действия сертификата
Действие сертификата прекращается с даты принятия решения о прекращении его действия.
Основаниями для прекращения действия сертификата являются:
- заявление аудитора о прекращении действия сертификата;
- неучастие в аудиторской деятельности в течение трех лет;
- неявка аудитора на получение сертификата в течение шести месяцев с даты его оформления;
- установление факта незаконности решения республиканского общественного объединения аудиторов о выдаче сертификата;
- установление факта получения сертификата с использованием подложных документов;
- вступивший в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения определенного права;
- решение суда о признании владельца сертификата в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
- систематическое (более двух раз) или однократное грубое нарушение требований настоящего Закона при осуществлении аудиторской деятельности.
Однократным грубым нарушением требований настоящего Закона признаются:
- нарушение ограничений при проведении аудиторской проверки, предусмотренных статьей 34 настоящего Закона;
- составление заведомо ложного аудиторского заключения;
- разглашение без разрешения заказчика аудиторской проверки конфиденциальной информации, полученной при проведении аудиторской проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- сокрытие аудитором фактов нарушений хозяйствующим субъектом установленных требований по ведению бухгалтерского учета, а также составлению финансовой отчетности, выявленных при проведении аудиторской проверки;
- установление факта передачи сертификата другому лицу в целях использования им этого документа для участия в аудиторской деятельности от своего имени;
- участие аудитора в качестве специалиста для проведения различных проверок по поручениям контролирующих или правоохранительных органов без заключения договора между аудиторской организацией и данными органами;
- установление факта, когда аудитор одновременно является работником или учредителем (участником) более чем одной аудиторской организации;
- непрохождение аудитором ежегодных курсов повышения квалификации.
Аудитор, действие сертификата которого прекращено по основаниям, предусмотренным абзацем девятым части второй настоящей статьи, не вправе повторно обращаться с заявлением на получение сертификата в течение трех лет со дня принятия решения о прекращении действия сертификата.
Действие сертификата руководителя аудиторской организации и аудитора, которыми допущены нарушения, повлекшие за собой исключение аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций, прекращается с даты исключения сведений об аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций.
Решение республиканского общественного объединения аудиторов о прекращении действия сертификата может быть обжаловано в суд в порядке, установленном законодательством.
Решение о прекращении действия сертификата направляется в пятидневный срок аудитору или аудиторской организации, в которой он работает.
Сведения о прекращении действия сертификата подлежат публикации на официальном веб-сайте республиканского общественного объединения аудиторов, которое выдало сертификат.
Сертификат подлежит возврату в республиканское общественное объединение аудиторов, которое его выдало для уничтожения в течение десяти рабочих дней со дня получения аудитором решения о прекращении действия сертификата.
Глава 4. Аудиторская организация. Права, обязанности и ответственность аудиторской организации
Статья 27. Аудиторская организация
Аудиторская организация вправе осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в Реестр аудиторских организаций.
Аудиторская организация при осуществлении своей деятельности является независимой.
Аудиторская организация не может создаваться министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами государственного и хозяйственного управления.
Аудиторским организациям запрещается заниматься иными видами предпринимательской деятельности, кроме видов деятельности, предусмотренных статьями 32 и 33 настоящего Закона.
Должностные лица органов государственной власти и управления, а также другие лица, которым запрещается заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством, не могут быть учредителями аудиторской организации.
Аудиторская организация может создаваться и осуществлять свою деятельность в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством, за исключением акционерного общества, при соблюдении следующих обязательных условий:
- минимальное количество аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы, составляет не менее четырех штатных аудиторов;
- уставный фонд (уставный капитал) аудиторской организации формируется имуществом, в том числе денежными средствами, непосредственно используемыми аудиторской организацией при осуществлении своей деятельности;
- доля уставного фонда (уставного капитала), принадлежащая аудиторам (аудитору), должна составлять не менее пятидесяти одного процента (за исключением случаев создания аудиторской организации — филиала или дочернего хозяйственного общества иностранной аудиторской организации);
- руководителем аудиторской организации должен быть только аудитор, для которого данная аудиторская организация является основным местом работы.
Аудиторская организация не может являться учредителем (участником) другой аудиторской организации.
При несоответствии требованиям части шестой настоящей статьи аудиторская организация в пятидневный срок со дня возникновения несоответствия в письменной или электронной форме уведомляет об этом уполномоченный государственный орган и в срок не более трех месяцев с указанной даты обязана устранить возникшее несоответствие либо принять решение о прекращении аудиторской деятельности. Запрещается проведение аудиторской организацией аудиторских проверок до устранения несоответствия требованиям части шестой настоящей статьи.
При создании филиала аудиторской организации руководителем филиала должен быть аудитор.
Фирменное наименование аудиторской организации должно содержать словосочетание «аудиторская организация» и не должно содержать обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с фирменными наименованиями других аудиторских организаций.
Коммерческая организация, сведения о которой не внесены в Реестр аудиторских организаций в течение трех месяцев с даты внесения сведений о ней в Единый государственный реестр субъектов предпринимательства, не вправе использовать в своем наименовании словосочетание «аудиторская организация».
В случае исключения аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций не допускается осуществление аудиторской деятельности и использование в фирменном наименовании словосочетания «аудиторская организация».
Статья 28. Права аудиторской организации
Аудиторская организация вправе:
- проводить предварительное ознакомление с учредительными документами и документами бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта для принятия решения о проведении аудиторской проверки;
- самостоятельно определять формы и методы проведения аудиторской проверки;
- получать при проведении аудиторской проверки в полном объеме документацию хозяйствующего субъекта, связанную с осуществлением им финансово-хозяйственной деятельности, а также проверять фактическое наличие любого имущества и фактическое состояние любых обязательств, учтенных в этой документации;
- принимать участие в конкурсных отборах аудиторской организации, объявленных хозяйствующим субъектом, а также ознакамливатся с условиями отбора и представлять свои предложения;
- получать устные и письменные разъяснения от лиц, осуществляющих руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, других материально ответственных работников, комитета по аудиту хозяйствующего субъекта по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам и дополнительные сведения, необходимые для аудиторской проверки;
- получать письменные подтверждения информации от третьих лиц;
- отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления хозяйствующим субъектом необходимой информации для составления аудиторского заключения;
- привлекать иных специалистов в качестве эксперта к участию в проведении аудиторской проверки;
- оказывать хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, сопутствующие услуги, за исключением постановки, восстановления, ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, включая составление финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности, осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора), доверительного управляющего инвестиционными активами;
- объединяться в ассоциации и другие негосударственные некоммерческие организации с целью представления и защиты своих интересов.
Аудиторская организация может иметь и иные права в соответствии с законодательством и договором об оказании аудиторских услуг.
Статья 29. Обязанности аудиторской организации
Аудиторская организация обязана:
- соблюдать требования настоящего Закона, стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики профессионального бухгалтера;
- соблюдать требования законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- обеспечивать наличие доли уставного фонда (уставного капитала), принадлежащей аудиторам (аудитору), не менее пятидесяти одного процента (за исключением случаев создания аудиторской организации — филиала или дочернего хозяйствующего общества иностранной аудиторской организации);
- обеспечивать наличие в штате не менее четырех аудиторов, для которых аудиторская организация является основным местом работы;
- обеспечивать прохождение аудиторами курсов повышения квалификации один раз в год;
- осуществлять аудиторскую деятельность исключительно при наличии полиса страхования ответственности аудиторской организации;
- обеспечивать независимость при оказании аудиторских услуг;
- предъявлять по требованию заказчика аудиторских услуг сертификат аудитора (аудиторов), полис страхования ответственности аудиторской организации;
- представлять по запросу хозяйствующего субъекта информацию о требованиях международных стандартов аудита по проведению аудиторской проверки, нормах актов законодательства, на которых основываются замечания аудитора;
- обеспечить конфиденциальность информации, полученной при оказании аудиторских услуг;
- оформлять результаты аудиторской проверки согласно стандартам аудиторской деятельности и хранить в аудиторской организации экземпляры аудиторских заключений не менее пяти лет;
- размещать на своем официальном веб-сайте или официальных веб-сайтах республиканских общественных объединений аудиторов информацию о проведенных обязательных аудиторских проверках с указанием идентифицирующих данных хозяйствующего субъекта и аудиторского заключения;
- предоставлять информацию для проведения рэнкинга аудиторских организаций;
- информировать в письменной форме руководство хозяйствующего субъекта и лиц, ответственных за корпоративное управление, комитет по аудиту о выявленных нарушениях законодательства о бухгалтерском учете или о фактах, явно свидетельствующих о коррупционных правонарушениях;
- установить и соблюдать систему внутреннего контроля качества работы аудиторов;
- не препятствовать проведению внешнего контроля качества работы аудиторской организации;
- уведомлять в письменной или электронной форме уполномоченный государственный орган в пятидневный срок об изменении своего почтового и электронного адреса, о смене руководителя аудиторской организации и (или) изменении состава аудиторов;
- вести собственный веб-сайт и поддерживать его в актуальном состоянии;
- представлять ежегодно до 20 января в письменной или электронной форме сведения об аудиторской деятельности в уполномоченный государственный орган.
Аудиторская организация может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством и договором об оказании аудиторских услуг.
Статья 30. Ответственность аудиторской организации
Аудиторская организация несет ответственность перед заказчиками аудиторской проверки, хозяйствующим субъектом и другими пользователями финансовой отчетности за причинение им ущерба вследствие составления аудиторского заключения, содержащего неправильный вывод о финансовой отчетности и иной финансовой информации хозяйствующего субъекта.
За нарушение требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения руководитель аудиторской организации привлекается к ответственности в порядке, установленном законом.
Проведение аудиторской проверки организацией, сведения о которой не внесены в Реестр аудиторских организаций, влечет ответственность в порядке, установленном законом.
Глава 5. Оказание услуг аудиторской организацией
Статья 31. Виды аудиторских услуг
Аудиторские организации оказывают аудиторские услуги в виде аудиторских проверок и сопутствующих услуг.
Аудиторские услуги оказываются на основании договора, заключенного между аудиторской организацией и заказчиком аудиторских услуг.
Статья 32. Аудиторская проверка
Аудиторской проверкой является проверка финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации хозяйствующего субъекта, проводимая аудиторской организацией с целью установления достоверности и соответствия проверяемой финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации законодательству о бухгалтерском учете.
Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой отчетности, которая позволяет на основании этой отчетности делать объективные выводы о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта.
Аудиторская проверка проводится в обязательной и инициативной форме, при условии соблюдения ограничений, предусмотренных статьей 34 настоящего Закона.
Проведение аудиторской проверки с использованием государственных секретов и иной охраняемой законом тайны осуществляется только после принятия мер по их защите в соответствии с законодательством.
Проверка, осуществляемая в порядке, отличающемся от требований настоящего Закона, не является аудиторской проверкой.
Статья 33. Сопутствующие услуги аудиторских организаций
Аудиторские организации могут оказывать следующие сопутствующие услуги:
- постановка, восстановление, ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, включая составление финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности;
- осуществление функций ревизионной комиссии (ревизора) юридического лица, доверительного управляющего инвестиционными активами;
- консультирование по вопросам ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности;
- консультирование по применению налогового законодательства, составлению расчетов, деклараций по налогам и сборам при наличии в штате аудиторской организации налогового консультанта либо с его привлечением на договорных условиях;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансовое планирование, включая подготовку бизнес-планов, экономическое, финансовое и управленческое консультирование;
- проведение семинаров, конференций по бухгалтерскому учету, аудиту и составлению финансовой отчетности, налогообложению, анализу финансово-хозяйственной деятельности и финансового планирования;
- разработка рекомендаций по автоматизации ведения бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, информационной безопасности финансовой информации.
Аудиторские организации могут оказывать и иные сопутствующие услуги, предусмотренные стандартами аудиторской деятельности.
Глава 6. Проведение аудиторских проверок
Статья 34. Ограничения при проведении аудиторской проверки
Проведение аудиторской проверки запрещается аудиторским организациям:
- в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся кредиторами, страховщиками данной аудиторской организации, а также в отношении которых эти аудиторские организации и аудиторы являются учредителями, участниками, акционерами;
- в отношении хозяйствующего субъекта, учредитель, участник, акционер либо лицо, осуществляющее руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, член комитета по аудиту которого является одновременно работником данной аудиторской организации;
- оказывавшим данному хозяйствующему субъекту в период, охватываемый аудиторской проверкой, сопутствующие услуги, предусмотренные абзацами вторым и третьим части первой статьи 33 настоящего Закона;
- работники которых являются близкими родственниками учредителя, участника или лица, осуществляющего руководящие функции или функции бухгалтерского учета и финансового управления, члена комитета по аудиту проверяемого хозяйствующего субъекта;
- в случае возникновения конфликта интересов, при котором заинтересованность аудиторской организации или аудитора может повлиять на выражение мнения о финансовой отчетности и связанной с ней финансовой информации.
Аудиторская организация не вправе проводить аудиторскую проверку одного и того же хозяйствующего субъекта более семи лет подряд.
Статья 35. Обязательная аудиторская проверка
Следующие организации подлежат обязательной ежегодной аудиторской проверке:
- акционерные общества;
- банки и иные кредитные организации;
- страховые организации;
- инвестиционные и иные фонды, аккумулирующие средства юридических и физических лиц, и их доверительные управляющие инвестиционными активами;
- благотворительные, общественные и иные фонды, источниками которых являются отчисления юридических и физических лиц;
- хозяйствующие субъекты, имеющие в уставном фонде (уставном капитале) долю, принадлежащую государству, и государственные унитарные предприятия;
- биржи;
- коммерческие организации, которые одновременно выполняют два из следующих условий по итогам отчетного года: балансовая стоимость активов свыше стотысячекратного размера базовой расчетной величины, выручка от реализации продукции (работ, услуг) более двухсоттысячекратного размера базовой расчетной величины, среднегодовая численность работников свыше ста человек.
К проведению обязательной аудиторской проверки организаций, указанных в части первой настоящей статьи, допускаются аудиторские организации, соответствующие следующим условиям:
- наличие в штате не менее двух аудиторов с непрерывным стажем работы не менее трех последовательных лет или имеющих международный сертификат бухгалтера;
- отсутствие нарушений законодательства об аудиторской деятельности по результатам внешнего контроля качества работы аудиторской организации.
Аудиторская проверка банков проводится аудиторскими организациями при наличии в штате не менее двух аудиторов, имеющих квалификационный сертификат аудитора на право проведения аудиторских проверок банков.
Хозяйствующие субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, выступают заказчиками обязательной аудиторской проверки.
Хозяйствующие субъекты, указанные в части первой настоящей статьи, представляют в налоговые органы в течение пятнадцати дней после проведения обязательной аудиторской проверки, но не позднее 15 июня года, следующего за отчетным годом, копию аудиторского заключения.
Уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки в соответствии с законом влечет применение административного взыскания к должностному лицу хозяйствующего субъекта.
Уклонением хозяйствующего субъекта от проведения обязательной аудиторской проверки признается непроведение аудиторской проверки годовой финансовой отчетности до 15 июня года, следующего за отчетным годом, и отсутствие аудиторского заключения.
Непроведение обязательной аудиторской проверки до окончания календарного года после применения административного взыскания налоговыми органами влечет взыскание штрафа с хозяйствующего субъекта в сумме стократного размера базовой расчетной величины. При уклонении хозяйствующего субъекта от добровольной уплаты штрафа вопрос о применении мер правового воздействия к хозяйствующему субъекту рассматривается экономическим судом.
Уплата штрафа не освобождает хозяйствующий субъект от проведения обязательной аудиторской проверки.
Статья 36. Инициативная аудиторская проверка
Заказчиками инициативной аудиторской проверки могут быть юридическое лицо, его собственник, участники и акционеры, имеющие в уставном фонде (уставном капитале) долю в размере не менее пять процентов, а также контролирующие или правоохранительные органы.
Аудиторская проверка по инициативе контролирующих или правоохранительных органов проводится и оплачивается на основании договора, заключенного между аудиторской организацией и этими органами. При этом не допускается повторное привлечение одной и той же аудиторской организации контролирующими или правоохранительными органами к проверке деятельности одного и того же хозяйствующего субъекта по тем же основаниям.
Оплата работ по проведению инициативной аудиторской проверки производится за счет лица или органа, инициировавшего аудиторскую проверку.
Предмет, сроки и другие условия проведения инициативной аудиторской проверки определяются договором о проведении аудиторской проверки, заключаемым между заказчиком аудиторской проверки и аудиторской организацией.
Статья 37. Права и обязанности хозяйствующего субъекта при проведении аудиторской проверки
Хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится аудиторская проверка, вправе получать от аудиторской организации:
- аудиторское заключение;
- разъяснения, по выраженному мнению, в аудиторском заключении и информацию о нормативно-правовых актах, на которых основано мнение аудиторской организации;
- консультации о порядке ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и исправления обнаруженных недостатков и нарушений.
Хозяйствующий субъект, в отношении которого проводится аудиторская проверка, обязан:
- создать аудитору условия для проведения аудиторской проверки в сроки, определенные в договоре о проведении аудиторской проверки, и предоставлять ему необходимую документацию;
- соблюдать обязанности, вытекающие из договора об оказании аудиторских услуг;
- рассмотреть информацию о выявленных в ходе аудиторской проверки нарушениях и не позднее тридцати дней с даты получения указанной информации в письменной форме информировать аудиторскую организацию о результатах;
- устранять выявленные в процессе аудиторской проверки нарушения ведения бухгалтерского учета, составления финансовой отчетности и порядка исчисления налогов и сборов.
Хозяйствующий субъект не вправе совершать какие-либо действия (бездействие) в целях уклонения либо воспрепятствования проведению аудиторской проверки, осуществляемой в соответствии с настоящим Законом.
Хозяйствующий субъект может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором о проведении аудиторской проверки, заключенным с аудиторской организацией.
Статья 38. Права и обязанности заказчика инициативной аудиторской проверки
Заказчик инициативной аудиторской проверки вправе:
- самостоятельно выбирать аудиторскую организацию;
- определять направление и объем инициативной аудиторской проверки;
- получать от аудиторской организации необходимую информацию о нормативно-правовых актах, на которых основываются замечания аудитора;
- получать аудиторское заключение.
Заказчик инициативной аудиторской проверки обязан:
- создать аудитору соответствующие условия для проведения аудиторской проверки в сроки, определенные в договоре о проведении аудиторской проверки;
- предоставлять аудитору необходимую документацию;
- своевременно оплачивать услуги аудиторской организации в соответствии с договором о проведении аудиторской проверки.
Заказчик инициативной аудиторской проверки может иметь иные права и нести другие обязанности в соответствии с законодательством и договором о проведении аудиторской проверки.
Статья 39. Аудиторское заключение
Аудиторское заключение является документом, содержащим выраженное в письменной форме мнение аудиторской организации о достоверности и соответствии финансовой отчетности требованиям законодательства о бухгалтерском учете.
Аудиторское заключение должно быть пронумеровано, постранично подписано аудитором (аудиторами), осуществлявшим аудиторскую проверку, и руководителем аудиторской организации с приложением к нему финансовой отчетности, в отношении которой выражено мнение аудиторской организации.
Форма и содержание аудиторского заключения определяются стандартами аудиторской деятельности.
Статья 40. Заведомо ложное аудиторское заключение
Аудиторское заключение, составленное без проведения аудиторской проверки либо составленное по результатам аудиторской проверки, но не соответствующее содержанию документов хозяйствующего субъекта, полученных и изученных аудитором (аудиторами) в ходе аудиторской проверки, считается заведомо ложным.
Аудиторское заключение признается заведомо ложным по решению суда, вступившему в законную силу.
Составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет исключение аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций, прекращение действия сертификата руководителя аудиторской организации и сертификатов аудиторов, принимавших участие в аудиторской проверке, а также привлечение виновных лиц к ответственности в порядке, установленном законом.
Глава 7. Ведение Реестра аудиторских организаций и Реестра аудиторов
Статья 41. Реестр аудиторских организаций
Уполномоченный государственный орган ведет в электронной форме Реестр аудиторских организаций, в котором указываются:
- наименование аудиторской организации и место ее нахождения (почтовый адрес);
- номер телефона аудиторской организации;
- электронный адрес и официальный веб-сайт (при наличии) аудиторской организации;
- идентификационный номер налогоплательщика аудиторской организации;
- фамилия, имя, отчество руководителя и аудиторов аудиторской организации, номер и дата получения их сертификатов;
- дата включения аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций;
- основания и дата исключения из Реестра аудиторских организаций.
Информация, содержащаяся в Реестре аудиторских организаций, является открытой для ознакомления.
Статья 42. Включение аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций
Аудиторская организация направляет справку и копии трудовых книжек (выписки из межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда») аудиторов по почте или в электронной форме в уполномоченный государственный орган для внесения сведений в Реестр аудиторских организаций. В справке указываются наименование аудиторской организации, почтовый и электронный адрес, веб-сайт (при наличии), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика.
Включение аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций осуществляется уполномоченным государственным органом в течение пяти рабочих дней после рассмотрения сведений, представленных аудиторской организацией.
Уполномоченный государственный орган не включает сведения об аудиторской организации в Реестр аудиторских организаций в случаях:
- представления аудиторской организацией недостоверных сведений;
- несоответствия аудиторской организации требованиям статьи 27 настоящего Закона.
Статья 43. Исключение аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций
Аудиторская организация исключается из Реестра аудиторских организаций в случаях:
- выявления несоответствия требованиям, установленным частью шестой статьи 27 настоящего Закона;
- ликвидации аудиторской организации;
- осуществления иных видов деятельности, не связанных с аудиторской деятельностью, или изменения вида деятельности;
- нарушения ограничений при проведении аудиторской проверки, предусмотренных статьей 34 настоящего Закона;
- составления заведомо ложного аудиторского заключения;
- разглашения конфиденциальной информации, полученной при оказании аудиторских услуг;
- отсутствия полиса страхования ответственности аудиторской организации при осуществлении аудиторской деятельности;
- непредставления уполномоченному государственному органу необходимой документации и информации при проведении внешнего контроля качества работы аудиторской организации.
Сведения об исключении аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном веб-сайте уполномоченного государственного органа.
Статья 44. Реестр аудиторов
Уполномоченный государственный орган ведет Реестр аудиторов, в котором указываются:
- фамилия, имя, отчество аудитора;
- персональный идентификационный номер физического лица;
- место работы аудитора;
- номер, дата выдачи сертификата;
- фамилия, имя и подпись лица, получившего сертификат, а также дата получения и срок его действия;
- сведения о прохождении аудитором ежегодных курсов повышения квалификации;
- наименование и дата выдачи международного сертификата бухгалтера (при наличии);
- сведения о продлении срока действия, прекращении действия, переоформлении сертификата и выдаче его дубликата.
На официальных веб-сайтах уполномоченного государственного органа и республиканских общественных объединений аудиторов размещаются доступные для ознакомления сведения из Реестра аудиторов, в которых указываются:
- фамилия, имя, отчество аудитора;
- номер, дата выдачи сертификата;
- срок действия сертификата;
- сведения о повышении квалификации аудиторов (по итогам года);
- сведения о прекращении действия сертификата и выдаче его дубликата.
Глава 8. Внутренний контроль качества работы аудиторов и внешний контроль качества работы аудиторских организаций
Статья 45. Внутренний контроль качества работы аудиторов
Внутренний контроль качества работы аудиторов представляет собой систему организационных мер, осуществляемых аудиторской организацией, основанных на процедурах, обеспечивающих соблюдение ее аудиторами и работниками требований настоящего Закона.
Внутренний контроль качества работы аудиторов осуществляется аудиторской организацией согласно стандартам аудиторской деятельности и является обязательным условием при оказании аудиторских услуг.
Статья 46. Внешний контроль качества работы аудиторской организации
Внешний контроль качества работы аудиторской организации представляет собой систему мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом совместно с республиканскими общественными объединениями аудиторов, направленных на выявление и последующее предотвращение нарушений аудиторскими организациями требований настоящего Закона и стандартов аудиторской деятельности.
Аудиторская организация может на добровольной основе проходить внешний контроль качества со стороны республиканского общественного объединения аудиторов. Данный вид контроля не заменяет проведение внешнего контроля качества, осуществляемого уполномоченным государственным органом в соответствии с настоящим Законом.
В случае выявления нарушений по результатам внешнего контроля качества работы аудиторской организации уполномоченный государственный орган вправе применить в отношении аудиторской организации следующие меры воздействия:
- вынести уведомление, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
- обратиться в суд по основаниям, предусмотренным абзацами третьим, четвертым и пятым части первой статьи 43 настоящего Закона;
- принять решение об исключении аудиторской организации из Реестра аудиторских организаций при систематическом (более двух раз) нарушении требований статьи 29 настоящего Закона.
Результаты внешнего контроля качества работы аудиторских организаций с указанием принятых мер по выявленным нарушениям публикуются на официальных веб-сайтах уполномоченного государственного органа и республиканских общественных объединений аудиторов.
Статья 47. Срок и основания проведения внешнего контроля качества работы аудиторской организации
Срок проведения внешнего контроля качества работы аудиторской организации не должен превышать десяти рабочих дней.
Внешний контроль качества работы аудиторской организации проводится по итогам результата риск-анализа и оценки уровня риска совершения аудиторской организацией нарушений требований настоящего Закона (далее — уровень риска).
Уровень риска подразделяется на три категории:
- аудиторские организации с высоким риском совершения нарушений;
- аудиторские организации со средним риском совершения нарушений;
- аудиторские организации с низким риском совершения нарушений.
Анализ уровня риска проводится уполномоченным государственным органом ежегодно до 1 февраля, за исключением случаев поступления обращений физических или юридических лиц на действия (бездействие) аудиторской организации или аудитора.
При проведении внешнего контроля качества работы аудиторской организации не допускается вмешательство в финансово-хозяйственную деятельность аудиторской организации.
На основании сведений, имеющихся в уполномоченном государственном органе и республиканских общественных объединениях аудиторов, а также информации о деловой репутации аудиторской организации и аудиторов осуществляется анализ уровня риска по следующим обстоятельствам:
- соблюдение аудиторской организацией требований статей 27 и 29 настоящего Закона;
- наличие обращений физических или юридических лиц на действия (бездействие) аудиторской организации, нарушающие требования настоящего Закона;
- наличие в составе учредителей (участников) аудиторской организации физических лиц, ранее являвшихся учредителем (участником) аудиторской организации, деятельность которой была прекращена за нарушение законодательства об аудиторской деятельности;
- получение низкой оценки по итогам предыдущего внешнего контроля качества работы аудиторской организации.
Статья 48. Основные показатели и оценка качества работы аудиторской организации
Основными показателями качества работы аудиторской организации являются:
- наличие системы внутреннего контроля;
- соблюдение международных стандартов аудита, контроля качества, обзорных проверок, заданий по оказанию сопутствующих услуг и Кодекса этики профессионального бухгалтера;
- соблюдение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;
- членство в международной аудиторской организации или ассоциации;
- наличие методики проведения аудиторской проверки, оказания сопутствующих услуг;
- надлежащее документирование результатов оказанных аудиторских услуг;
- достаточное количество трудовых и временных ресурсов для проведения аудиторских проверок;
- применение программных продуктов или информационных технологий для обработки информации;
- прохождение аудиторами ежегодных курсов повышения квалификации;
- отсутствие нарушений требований настоящего Закона;
- отсутствие жалоб физических или юридических лиц, а также обоснованных отрицательных отзывов о деятельности аудиторской организации, в том числе в средствах массовой информации.
Глава 9. Заключительные положения
Статья 49. Международное сотрудничество
Уполномоченный государственный орган в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан поддерживает сотрудничество в области аудиторской деятельности и осуществляет обмен информацией с международными организациями по вопросам, отнесенным к его полномочиям.
Статья 50. Разрешение споров
Споры, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, разрешаются в порядке, установленном законодательством.
Статья 51. Ответственность за нарушение законодательства об аудиторской деятельности
Лица, виновные в нарушении законодательства об аудиторской деятельности, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 52. Внесение изменений, а также признание утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан
- Внести в приложение № 1к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2002 г., № 6-7, ст. 105; 2003 г., № 1, ст. 8; Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 154; 2007 г., № 7, ст. 323, № 9, ст. 416; 2009 г., № 9, ст. 330; 2010 г., № 9, ст.ст. 335, 341, № 12, ст. 470; 2011 г., № 12/2, ст. 364; 2012 г., № 4, ст. 105, № 12, ст. 336; 2013 г., № 4, ст. 98; 2014 г., № 12, ст. 343; 2018 г., № 1, ст.ст. 1, 4, № 7, ст. 431, № 10, ст.ст. 670, 677; 2019 г., № 7, ст. 389, № 8, ст. 471, № 11, ст. 792; 2020 г., № 1, ст.ст. 3, 4, № 3, ст. 203) следующие изменения:
абзац тридцать третий исключить;
абзацы тридцать четвертый — шестьдесят второй считать соответственно абзацами тридцать третьим — шестьдесят первым.
- Признать утратившими силу:
1) Закон Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 734-XII «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 15);
2) Постановление Верховного Совета Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 735-XII «О порядке введения в действие Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Верховного Совета Республики Узбекистан, 1993 г., № 1, ст. 16);
3) раздел VI Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 года № 772-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1999 г., № 5, ст. 124);
4) Закон Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 78-II «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 149);
5) Постановление Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 26 мая 2000 года № 79-II «О введении в действие Закона Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» в новой редакции» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2000 г., № 5-6, ст. 150);
6) пункт 3 приложения № 2 к Постановлению Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 12 мая 2001 года № 222-II «О Перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2001 г., № 11-12, ст. 222);
7) раздел III Закона Республики Узбекистан от 13 декабря 2002 года № 447-II «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2003 г., № 1, ст. 8);
8) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 4 апреля 2006 года № ЗРУ-28 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с сокращением видов и упрощением разрешительных процедур для осуществления предпринимательской деятельности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 4, ст. 154);
9) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 10 октября 2006 года № ЗРУ-59 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы правовой защиты и либерализацией финансовой ответственности субъектов предпринимательства» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2006 г., № 10, ст. 536);
10) Закон Республики Узбекистан от 17 сентября 2007 года № ЗРУ-110 «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об аудиторской деятельности» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2007 г., № 9, ст. 417);
11) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 9 сентября 2009 года № ЗРУ-216 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Закона Республики Узбекистан «О рынке ценных бумаг» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2009 г., № 9, ст. 330);
12) статью 3 Закона Республики Узбекистан от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2013 г., № 4, ст. 98);
13) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 14 мая 2014 года № ЗРУ-372 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2014 г., № 5, ст. 130);
14) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее усиление надежной защиты частной собственности, субъектов предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2015 г., № 8, ст. 312);
15) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 18 апреля 2017 года № ЗРУ-429 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2017 г., № 4, ст. 137);
16) статью 2 Закона Республики Узбекистан от 15 января 2019 года № ЗРУ-516 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием механизмов борьбы с экономическими преступлениями и финансированием распространения оружия массового уничтожения» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 1, ст. 5);
17) статью 4 Закона Республики Узбекистан от 3 декабря 2019 года № ЗРУ-586 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка определения размеров оплаты труда, пенсий и иных платежей» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2019 г., № 12, ст. 880);
18) статью 1 Закона Республики Узбекистан от 22 января 2020 года № ЗРУ-603 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан» (Ведомости палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 2020 г., № 1, ст. 4).
Статья 53. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона
Министерству финансов Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение среди населения сути и значения настоящего Закона.
Статья 54. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом
Кабинету Министров Республики Узбекистан:
- привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;
- обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.
Статья 55. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.